«О проблемах и перспективах повышения энергетической эффективности экономики и энергосбережения в Республике Дагестан»

Номер документа 0520130024

РУБРИКА:
9. Автоматизация, регулирование, контроль в системах энергосбережения

РУБРИКА ГРНТИ:
44.01.05. Материалы общего характера

АТРИБУТЫ:
Отрасли: Энергетическая
Тепловая энергия:
Электрическая энергия: Электрическая
Виды топлива:
Водные ресурсы:

РЕКВИЗИТЫ:
Вид документа: Описание
Номер: Б/н
Автор (принявший орган): Автор не указан
Дата: 2013
Регион: Республика Дагестан
Источник информации:

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА:

 «О проблемах и перспективах повышения энергетической эффективности экономики и энергосбережения в Республике Дагестан»

 Энергетический сектор Республики Дагестан обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей хозяйства и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей региона. Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) создает необходимые предпосылки для вывода экономики региона на путь устойчивого развития, создания новых инновационных производств обеспечивающих рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения республики всеми видами энергии, необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика, направленная на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, обозначенных Президентом РФ.

В настоящее время мероприятия в сфере энергосбережения и энергетической эффективности в республике осуществляются в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Закон Республики Дагестан от 1 ноября 2011 г. №74 «Об утверждении республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2011-2015 годы и на период до 2020 года»;

Закон Республики Дагестан от 2 ноября 2012 г. №70 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Республики Дагестан»;

постановление Правительства РД от 15 апреля 2009 г. № 97 "Об утверждении республиканской адресной программы «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, в 2009-2013 годы»;

постановление Правительства РД от 15 декабря 2011 г. № 487 «Об утверждении республиканской адресной программы "Обеспечение автономными источниками электроснабжения бюджетных и социально значимых объектов Республики Дагестан на 2011-2013 годы».

В целях реализации мероприятий в рамках государственной политики по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Республике Дагестан создано ГКУ РД «Агентство энергосбережения» (постановление Правительства РД от 16 августа 2010 г. № 297).

Огромные потери электроэнергии в сетях всех уровней напряжения негативно влияют на состояние энергетической эффективности республики (таблица 1).

По доле потерь электроэнергии в сетях Дагестан занимает одно из первых мест в России.

Таблица 1. Уровень потерь электроэнергии в сетях всех уровней напряжения

(в млн. кВт/час)

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Потреблено электроэнергии - всего

5881,1

5130,0

6581,7

5136,1

5150,2

3994,8

в том числе - потери в сети

1007,1

2260,4

3740,6

2256,6

2132,9

1315,5

то же в процентах от всего потребления

17

44

57

44

41,4

32,9

 

Наибольший уровень потерь был зафиксирован в 2008 г. – 57 % от общего потребления. В последние годы потери в электросетях колеблются от 40 до 45 % от объема выработки, что на 30-40% больше установленных нормативов, то есть до трети (а иногда и половина) всей производимой в республике энергии исчезает в никуда.

Из представленных в таблице 1 данных следует, что примерно половину всех потерь можно отнести на счет низкого уровня контроля за расходованием и оплатой электроэнергии во всех сферах экономики республики.

При этом официальной причиной потерь многие предприятия республики называют износ сетей, и их техническую отсталость от стандартов, однако из таблицы 1 видно что «техническая отсталость» наросла лавинообразно, (в период с 2006 по 2007 г.), иными словами за 1 год оборудование сетевого хозяйства состарилось многократно. Кроме того, исходя из опыта 2011 г., когда в связи с климатическими условиями значительно уменьшилась выработка электроэнергии в республике (уменьшение на 21,9% по сравнению с 2010 г.), характерно, что потери в сетях также уменьшились почти в два раза. При этом структура распределения потребления по группам потребителей на протяжении последних 5 лет существенно не изменяется, меняется только значение потерь в сетях. Учитывая, что данная информация доступна всем надзорным органам власти, непонятно почему до сих пор не приняты меры по расследованию данных обстоятельств.

Помимо технологических проблем, сдерживающих развитие энергосбережения в республике, существуют еще и социальные проблемы на личностном уровне населения РД, его менталитета. Энергосбережение у населения республики довольно непопулярно. Определенная часть жителей занимается расхитительством энергии, неплатежи за энергоресурсы становятся обычным делом, которое не стесняет людей, а наоборот придает им «гордости».

При этом выверенные цифры показателей энергоэффективности по республике отсутствуют. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный орган исполнительной власти по статистике в Порядке, определяемом Правительством РФ, должен осуществлять сбор данных в сфере энергосбережения. Однако этот Порядок до сих пор не установлен, и статистическая отчетность по эффективному использованию энергоресурсов отсутствует.

Основным документом призванным обеспечить реализацию мероприятий по  энергосбережению в республике является республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» (утвержденная Законом РД от 1 ноября 2011 г. №74) общий объем финансирования по программе составляет 17 564 205,40 тыс. рублей (в том числе 1 695 319,68 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан). В 2012 г. по программе планируется обследовать 297 юридических лиц республики, финансируемых из республиканского бюджета, всего 1265 объектов, общей площадью более 1 млн. кв. м. (в 2011 г. программа не финансировалась).

В соответствии с паспортом данной программы, экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий в стоимостном выражении (за весь период действия программы) составит всего 21210,00 млн. рублей, в том числе экономия электрической энергии 9907,09 млн. рублей; экономия тепловой энергии - 1405,75 млн. рублей; экономия газа - 8560,00 млн. рублей; экономия воды - 1340,00 млн. рублей. Помимо итоговых ожидаемых результатов в программе утверждены индикаторы для расчета целевых показателей рассматриваемой РЦП. При этом, с момента внесения данной программы на рассмотрение, неоднократно указывалось на то, что данные показатели рассчитаны неверно. Значение ВРП не соответствует ни по одному отчетному году, правильность расчета значений других показателей также вызывает сомнение.

Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Кроме того необходимо отметить, что не налажен сбор данных в сфере энергосбережения. Не установлен порядок по эффективному использованию энергоресурсов, а статистическая отчетность отсутствует. Таким образом утвердив расчетные индикаторы в программе, ни Министерство промышленности, энергетики и связи РД ни ГКУ РД «Агентство энергосбережения» по ним не отчитываются.

В рамках основной программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» предусмотрено 7 подпрограмм: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований»,  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в жилищном фонде», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике и системах наружного освещения»,  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
на транспорте», «Государственная  поддержка  в  области  энергосбережения  и повышения    энергетической    эффективности    в    Республике
Дагестан», «Развитие  организационно-правового  обеспечения энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности», «Популяризация энергосбережения в Республике Дагестан». На каждую из этих подпрограмм предусмотрено финансирование, однако на данный момент разработана лишь одна подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований», и еще одна «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике и системах наружного освещения» находится на стадии доработки. Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований» оформлена в республиканскую адресную программу и финансирование по ней проходит отдельно от основной программы «Энергосбережение».

В то же время в соответствии с республиканским бюджетом Республики Дагестан на реализацию основной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в 2012 г. предусмотрено 50,0 млн.руб. (на 1 октября 2012 г. выделено 25,0 млн.рублей). Учитывая, что в основной программе разработана только одна подпрограмма из семи, можно сделать вывод, что деньги выделяются на еще неутвержденные мероприятия. При этом непонятно, как определяются мероприятия, выбирается подпрограмма и как определяются критерии финансирования.

В 2011 году в рамках реализации «Обеспечение автономными источниками электроснабжения бюджетных и социально значимых объектов Республики Дагестан на 2011-2013 годы» были приобретены и установлены автономные солнечные электростанции (Мини СЭС) и светодиодные светильники. Общий объем финансирования программы в 2011 году составил 23666,1 тыс. рублей.

Одной из перспективных сфер для развития энергосбережения в Республике Дагестан является жилищно-коммунальное хозяйство. По доле потерь тепла в сетях Республика Дагестан занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации. Ситуация осложняется тем, что большая часть трубопроводов тепловых сетей находятся в эксплуатации более 30 лет (91 %). Изоляция на большинстве участков надземных трубопроводов сильно изношена, частично разрушена или вовсе отсутсвует, что увеличивает потери тепла в теплосети. Имеют место значительные коррозионные износы участков трубопроводов тепловых сетей подземной прокладки.

В соответствии с проведенной ГИС «Энергоэффективность» градацией субъектов РФ по потерям энергоресурсов, Республика Дагестан находится в 1 группе по потерям тепла в сетях (свыше 20% к полезному потреблению) и во второй группе по потерям воды (от 20 до 25% к полезному потреблению) Рисунок 2.

Для повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Дагестан принята  республиканская адресная программа (постановление Правительства РД от 15 апреля 2009г. № 97) «Установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, в 2009-2013 годы».

Основной ее целью является завершение до конца 2013 года установки 17857 единиц коллективных (общедомовых) приборов учета в 4020 многоквартирных домах и эффективное использование в них энергетических ресурсов.

За период 2009-2011 годы в рамках реализации Республиканской адресной программы установлено 2141 ед. коллективных приборов учета в 824 многоквартирных домах, освоено 212 227,276 тыс. рублей.

В тоже время необходимо учитывать, что в данную программу вошли не все муниципальные образования Республики Дагестан, так как программа ограничена рамками многоквартирных домов.

В настоящее время процессы энергосбережения находятся на начальных этапах развития, в связи с чем нет четко регламентированной на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации системы контроля и надзора за соблюдением обязательных требований в сфере энергосбережения. Поэтому в целом по России существует проблема недостаточного контроля за соблюдением энергосберегающих мер.

Выполнение задач повышения энергоэффективности в экономике Республики Дагестан требует от промышленности освоения производства нового энергосберегающего оборудования.

Необходимо отметить, что ранее в своей деятельности ОАО «Дагэнергосеть» (бывшее ОАО «Дагэнерго») занималось разработкой различных энергосберегающих проектов, однако приостановило эту деятельность в связи с нехваткой собственных средств. Энергокомпании республики не заинтересованы в проведении подобного рода мероприятий на республиканском уровне.

Одним из направлений повышения энергетической эффективности в Республике Дагестан может стать расширение использования возобновляемой альтернативной энергетики. В настоящее время доля ВИЭ в общей выработке электроэнергии в стране крайне мала (около 0,9%), несмотря на то, что Россия и в частности Республика Дагестан обладают колоссальными ресурсами возобновляемых источников энергии.

Исследованиями в области использования альтернативных источников энергии выявлено, что Республика Дагестан характеризуется следующими энергетическими потенциалами: потенциал солнечной энергии составляет 8,6 млрд. тут/год; потенциал ветровой энергии - 7,1 млрд. тут/год.; потенциал геотермальной энергии - 4,0 млн. Гкал в год.; потенциал энергии биомассы - 1,42 млн. т у.т./год.

В качестве основных направлений, перспективных для развития в Республике Дагестан, можно выделить: солнечная энергетика, ветровая энергетика, биогазовая энергетика, геотермальная энергетика.

Институтом геологии ДНЦ РАН по заданию Правительства РД разработаны 8 проектов для практической реализации в данной области общей суммой 530 млн. рублей.

Целью республиканской политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра стимулирующих потребителей энергоресурсов мер, обеспечивающих: структурную перестройку республиканской экономики в пользу малоэнергоёмких обрабатывающих отраслей и сферы услуг; реализацию потенциала технологического энергосбережения.

Для повышения энергоэффективности экономики республики считаем необходимым проведение следующих мероприятий:

- замена морально и физически устаревшего энергетического оборудования, реконструкция трансформаторных подстанций, распредели-тельных электрических сетей среднего и низкого напряжения (35-0,38 кВ) и магистральных электрических сетей высокого напряжения (110 кВ и выше);

- снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей;

- оснащение организаций бюджетной сферы и сферы услуг приборами учета. Обеспечение оборудованием высокого класса энергопотребления и энергоэффективности;

- повышение энергоэффективности в жилищном секторе (замены ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства, утепления квартир, повышения доли многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, замены старого отопительного оборудования на новое энергоэффективное);

- диверсификация энергетического баланса республики за счет развития потенциала возобновляемых источников энергии с соответствующим увеличением их доли в балансе;

- государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;

- создание системы пропаганды энергосбережения.

Для интенсификации энергосбережения необходимо осуществление системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии, в том числе:

- изменение в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению;

- совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, а также установление стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь и обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения для установления их соответствия нормативам расхода энергии;

- проведение регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов предприятий;

- создание дополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса;

- широкая популяризация эффективного использования энергии среди населения, массовое обучение персонала; создание доступных баз данных, содержащих информацию об энергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании, нормативно-технической документации; проведение конференций и семинаров по обмену опытом, пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.

Задача республиканских структур состоит в том, чтобы за счёт целенаправленной региональной политики обеспечить заинтересованность потребителей энергоресурсов в инвестировании в энергосбережение, создать более привлекательные условия для вложения капитала в эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.

Одним из инструментов такой политики должна стать поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, (который на данный момент не развит в РД), что позволит сформировать экономических агентов (энергосберегающие компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоёмкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход от прямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.

Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью программ социально-экономического развития муниципальных образований РД.