Инструменты энергоэффективности и энергосбережения

Номер документа 2620170041

РУБРИКА:
16. Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование

РУБРИКА ГРНТИ:
44.01.75. Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование

АТРИБУТЫ:
Отрасли: Электроэнергетика
Тепловая энергия:
Электрическая энергия: Электропроизводство, электропередач, электропотребление
Виды топлива:
Водные ресурсы:

РЕКВИЗИТЫ:
Вид документа: Статья
Номер: Отсутствует
Автор (принявший орган): Министерство энергетики, промышленности и связи СК; 355000, г. Ставрополь, пр. Черняховского, 2; тел. (8652)268-343; e-mail minprom@stavregion.ru:
Дата: 23.10.2017
Регион: Ставропольский край
Источник информации: www.stavminprom.ru

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА:

Инструменты энергоэффективности и энергосбережения 
     Для Ставропольского края, как и для большинства регионов Российской Федерации, комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, является одной из приоритетных задач экономического развития хозяйственного комплекса края. 

     Поскольку ежегодный рост тарифов на тепловую и электрическую энергии, цен на газ, опережающий уровень инфляции приводит к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей края, повышению расходов краевого бюджета и местных бюджетов на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы края, увеличению коммунальных платежей. 
     Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии топливно-энергетических ресурсов, а также актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения. 
     1. Одним из наиболее эффективных путей реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности считается внедрение энергетического менеджмента. 
Энергоменеджментом сегодня называют передовую практику управления бизнесом в жестких конкурентных условиях основной целью, которой является надежная и энергоэффективная работа энергетического хозяйства организации. При этом энергоэффективность достигается большей частью за счет организационных изменений в системе управления энергохозяйством, то есть за счет улучшения системы энергоменеджмента. Поэтому,  для решения вопросов повышения энергоэффективности на предприятиях вводится система энергоменеджмента, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 50001:2011 или российской версии ГОСТ Р ИСО 50001-2012, а вопросами расходования ТЭР занимаются специально обученные люди. 
Его реализация позволяет с привлечением экспертов создать постоянно действующую систему управления энергопотреблением, значительно оптимизировать объемы энергетических затрат, прогнозировать и контролировать процессы использования необходимого количества энергоресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности. 
Как показала практика внедрения данной системы в других регионах страны, это реальный инструмент повышения эффективности и снижения затрат. 

     2. Сегодня, в условиях складывающейся экономической ситуации в стране, для решения задач повышения энергетической эффективности важнейшим инструментом для привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергоэффективности является энергосервисный контракт. Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией. 
Финансовая модель энергосервисного контракта позволяет реализовать энергосберегающие мероприятия на объектах бюджетной сферы без привлечения бюджетных средств, что и требует статья 19 федерального закона № 261–ФЗ от 23.11.2009г. 
Исполнитель (энергосервисная компания – ЭСКО) за счёт собственных средств реализует перечень энергосберегающих мероприятий для снижения потребления энергетических ресурсов на объектах бюджетной сферы.
В свою очередь заказчик (бюджетное учреждение) обязуется перечислять экономию по оплате коммунальных услуг в виде ежеквартальных или ежемесячных платежей в пользу ЭСКО в течение всего действия контракта. По окончании срока действия контракта все оборудование переходит на баланс заказчика. 
Предлагаемые инструменты повышения энергоэффективности и энергосбережения запущенны в крае и находятся в стадии реализации, есть хороший опыт и наработки в этой области. Министерство готово оказать необходимую методическую помощь в их реализации.