СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Номер документа 7620150027

РУБРИКА:
18. Технологии

РУБРИКА ГРНТИ:
61.51. Технология переработки нефти и газа

АТРИБУТЫ:
Отрасли: Нефтегазовая
Тепловая энергия:
Электрическая энергия:
Виды топлива:
Водные ресурсы:

РЕКВИЗИТЫ:
Вид документа: Патент
Номер: 2407775
Автор (принявший орган): ОАО "Славнефть-ЯНОС", 150023, г.Ярославль, ГСП, Московский пр-кт, 130, Князьков Александр Львович , Никитин Александр Анатольевич , Лагутенко Николай Макарович
Дата: 09.04.2015
Регион: Ярославская область
Источник информации: http://www1.fips.ru

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения котельного топлива из нефтяных остатков, и может быть использовано для увеличения глубины переработки нефти.

Целью изобретения является получение котельного топлива путем переработки тяжелых нефтяных остатков, более рациональное использование остаточных компонентов нефтеперерабатывающих производств и снижение количества разбавителей - более легких светлых нефтяных фракций.

Поставленная цель достигается предлагаемым способом получения котельного топлива, который включает вакуумную перегонку смесевого сырья, содержащего прямогонный мазут и смесь побочных продуктов производства масел - асфальта и экстракта производства масел (при соотношении асфальт: экстракт производства масел - 81-84:16-19 мас.%), взятых в соотношении 93-96 и 4-7 мас.% соответственно с получением утяжеленного гудрона и металлизированной фракции вакуумной перегонки с последующим висбрекингом утяжеленного гудрона с получением ароматизированного комбинированного продукта висбрекинга, при этом для получения котельного топлива при смешении компонентов дополнительно вводят прямогонное дизельное топливо при следующем соотношении компонентов смешения, мас.%:

гудрон утяжеленный

6-12

металлизированная фракция вакуумной перегонки мазутов

3-8

смесь асфальта и экстракта производства масел

2-6

прямогонное дизельное топливо

2-5

ароматизированный комбинированный

Описание: http://www.fips.ru/chr/8202.gif

продукт висбрекинга

остальное, до 100.

Проведение предлагаемого способа получения котельного топлива позволяет вовлекать весь объем смеси асфальта и экстракта производства масел (ранее вовлекаемой в мазуты частично), а также остаточные тяжелые компоненты, получаемые в процессах нефтепереработки для производства котельных топлив с минимальным вовлечением низковязких компонентов и полным исключением прямогонного мазута из композиции котельного топлива.

Существенным отличительным признаком предлагаемого способа является то, что основной компонент товарного котельного топлива - ароматизированный комбинированный продукт висбрекинга получают путем висбрекинга утяжеленного гудрона, который образуется при вакуумной перегонке смесевого сырья, содержащего прямогонный мазут и смесь побочных продуктов производства масел асфальта и экстракта производства масел (при соотношении асфальт: экстракт производства масел - 81-84:16-19 мас.%), взятых в соотношении компонентов 93-96 и 4-7 мас.% соответственно, а для получения котельного топлива дополнительно вводят прямогонное дизельное топливо при следующем соотношении компонентов смешения, мас.%:

гудрон утяжеленный

6-12

металлизированная фракция вакуумной перегонки мазутов

3-8

смесь асфальта и экстракта производства масел

2-6

прямогонное дизельное топливо

2-5

ароматизированный комбинированный

Описание: http://www.fips.ru/chr/8202.gif

продукт висбрекинга

остальное, до 100.

Способ осуществляют следующим образом.

Мазут прямогонный (остаток установок AT) смешивают в потоке перед приемом сырьевых насосов ВТ со смесью побочных продуктов производства масел (асфальта и экстракта производства масел) в соотношении мазут/побочные продукты 93-96 и 4-7 мас.% соответственно. При этом в качестве побочных продуктов производства масел используют смесь асфальта и экстракта производства масел при следующем соотношении компонентов: 81-84:16-19 мас.% соответственно. Нагретое смесевое сырье в вакуумной колонне (вакуум 1,5-2 кПа, температуры: верха колонны - 60-65°С, ввода сырья в колонну - 360-374°С, низа колонны - 345-355°С) подвергают разделению на легкий вакуумный дистиллят (фракция 240-360°С - компонент дизельного топлива или котельного топлива), вакуумный газойль (фракция 330-530°С - сырье гидрокрекинга или каталитического крекинга), металлизированную (затемненную) фракцию (фракция 420-500°С - компонент битумов дорожных и кровельных марок или компонент котельного топлива) и остаток вакуумной колонны - утяжеленный гудрон с вязкостью80°С 100-250 ВУ. Далее утяжеленный гудрон (содержание серы - 2,6-2,7 мас.%, плотность - 0,998-1,0010 т/м3, коксуемость - 17,1-17,3 мас.%) из вакуумной колонны насосами по «жесткой» схеме, т.е. непосредственно с кубовой части, при температуре 345-355°С подают на печи висбрекинга, где при температуре 475-480°С и давлении 25-28 кгс/см2 и 16-18 кгс/см2 вход/выход соответственно происходит его термическое разложение на газ, бензин, газойль висбрекинга и остаток висбрекинга. Газ после очистки от сероводорода используют на печах висбрекинга с выводом избытка в топливную сеть, что полностью обеспечивает автономность печей. Бензин направляют на установки гидроочисток или гидрокрекинга. Газойль и остаток висбрекинга после охлаждения (за счет рекуперации тепла и нагрева мазута - сырья вакуумной колонны) смешивают и получают ароматизированный комбинированный продукт с кинематической вязкостью100 °С 50-80 сСт. и температурой вспышки в открытом тигле 115-130°С и направляют в резервуары для дальнейшего смешения и приготовления котельного топлива.

Далее в ароматизированный комбинированный продукт добавляют следующие компоненты при их соотношении, мас.%:

гудрон утяжеленный

6-12

металлизированная фракция вакуумной

Описание: http://www.fips.ru/chr/8202.gif

перегонки мазутов

3-8

смесь асфальта и экстракта производства масел

2-6

Полученная смесь анализируется по показателю «вспышка в открытом тигле» и по показателям «вязкость при 100°С условная и кинематическая».

Далее в полученную смесь добавляют прямогонное дизельное топливо в пределах 2-5 мас.%.

Получаемое котельное топливо полностью отвечает требованиям по качеству топочному мазуту по ГОСТ 10585-99 марки М 100, VI вида, малозольному с температурой застывания не выше 25°С.