СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

Номер документа 7820160044

РУБРИКА:
10. Инженерное обеспечение объектов

РУБРИКА ГРНТИ:
55.39. Химическое и нефтяное машиностроение

АТРИБУТЫ:
Отрасли: нефтехимическая промышленность
Тепловая энергия:
Электрическая энергия:
Виды топлива:
Водные ресурсы:

РЕКВИЗИТЫ:
Вид документа: Патент
Номер: 2 449 210
Автор (принявший орган): 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-кт, 72, ОАО Авангард, Дикарев В. И. http://ru.avangard.org/ ванович
Дата: 18.07.2016
Регион: Санкт-Петербург
Источник информации: www.fips.ru

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА:

Предлагаемый способ относится к дистанционному контролю состояния и защиты магистрального трубопровода от утечек перекачиваемого продукта и может быть использован при создании автоматизированных систем управления технологическими процессами трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и других продуктов.

 

Из известных способов наиболее близким к предлагаемому является "Способ контроля состояния магистрального трубопровода" (патент РФ №2.174.645, F17D 5/02, 2008), который и выбран в качестве прототипа.

Известный способ обеспечивает повышение достоверности передачи дискретной информации о тепловом состоянии магистрального трубопровода, местоположении аварийного участка и масштабах аварии путем использования сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

Указанный способ позволяет с высокой достоверностью дистанционно осуществлять непрерывный контроль состояния магистрального трубопровода, оперативно обнаруживать местоположения появляющихся утечек перекачиваемого продукта, визуально оценивать масштабы аварий и быстро локализовывать аварийный участок.

Однако известный способ не полностью реализует свои потенциальные возможности, он может использоваться и для раннего обнаружения пожара, возникающего на контролируемой поверхности трассы подземного магистрального трубопровода.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем раннего обнаружения пожара, возникающего на контролируемой поверхности трассы подземного магистрального трубопровода.

Поставленная задача решается тем, что способ контроля состояния магистрального трубопровода, заключающийся, в соответствии с ближайшим аналогом, в визуальном осмотре поверхности его трассы с помощью стационарно установленной тепловизионной аппаратуры, включающей тепловизионные камеры и радиопередатчики, установленные на опорах воздушной линии электропередачи катодной защиты магистрального трубопровода, сооружаемой вдоль его трассы, а также радиоприемное, вычислительное, видеоконтрольное и печатающее устройства, установленные на ближайшей вверх по движению транспортируемого продукта перекачивающей станции, при этом с помощью тепловизионной аппаратуры непрерывно в автоматическом режиме осуществляют дистанционный контроль состояния теплового поля поверхности трассы магистрального трубопровода, передают полученную информацию на центральное устройство по радиоканалу в реальном масштабе времени для ее визуализации и документирования, если уровень теплового излучения на участке трассы превысит заданную установку, то тепловизионная система автоматически прерывает опрос тепловизионных камер и выдает аварийный сигнал, при этом формируют высокочастотное колебание, манипулируют его по фазе первым модулирующим кодом M1(t), отражающим тепловое излучение с контролируемой поверхности трассы, или вторым модулирующим кодом M2(t), отражающим местоположение аварийного участка и масштаб аварии, формируя тем самым сложный сигнал с фазовой манипуляцией, усиливают его по мощности, излучают в эфир, улавливают на ближайшей вверх по движению транспортируемого продукта перекачивающей станции, перемножают с опорным напряжением, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное первому модулирующему коду M1(t), перемножают его с принимаемым сложным сигналом с фазовой манипуляцией, выделяют гармоническое колебание с частотой wc, которое используют в качестве первого опорного напряжения, низкочастотное напряжение, пропорциональное первому M1(t) или второму M2(t) модулирующему коду, регистрируют, визуализируют и документируют, отличается от ближайшего аналога тем, что в каждой точке наблюдения производят не менее двух последовательных измерений теплового излучения, для этого тепловое излучения, соответствующее предшествующему измерению, задерживают до момента сравнения его с последующим тепловым излучением, определяют их разность, интегрируют разностный сигнал, делят разностный сигнал на проинтегрированный разностный сигнал с тремя пороговыми уровнями, при превышении первого порогового уровня формируют первый модулирующий код M1(t), отражающий тепловое излучение с контролируемой поверхности трассы магистрального трубопровода, при превышении второго порогового уровня формируют второй модулирующий код M2(t), отражающий местоположение аварийного участка и масштаб аварии, при превышении третьего порогового уровня формируют третий модулирующий код М3(t), отражающий местоположение пожара, возникающего на контролируемой поверхности трассы магистрального трубопровода, перемножают опорное напряжение с частотой wc само на себя, выделяют гармоническое колебание с частотой 2wc, манипулируют его по фазе третьим модулирующим кодом М3(t), формируя тем самым сложный сигнал с фазовой манипуляцией, усиливают его по мощности, излучают в эфир, улавливают на ближайшей вверх по движению транспортируемого продукта перекачивающей станции, перемножают с опорным напряжением на частоте 2wc, выделяют низкочастотное напряжение, пропорциональное третьему модулирующему коду М3(t), перемножают его с принимаемым сложным сигналом с фазовой манипуляцией, выделяют гармоническое колебание с частотой 2wc, которое используют в качестве второго опорного напряжения, низкочастотное напряжение, пропорциональное третьему модулирующему коду М3(t), регистрируют, визуализируют и документируют.

 

Кроме того, предлагаемый способ регистрирует не абсолютную температуру контролируемой поверхности трассы магистрального трубопровода, а ее прирост, отсекая постоянный неинформативный для поставленной задачи тепловой фон. Для исключения неинформативного теплового фона осуществляют периодическое измерение теплового поля контролируемой поверхности трассы магистрального трубопровода и операцию формирования разности температур двух последовательных измерений, т.е. интегрируют разность температур и делят разность температур на проинтегрированную разность температур. Операция сравнения нормированной разности температур с заданными пороговыми значениями позволяет повысить достоверность принятия решения о возникновении утечек перекачиваемого продукта и раннего пожара на контролируемой поверхности трассы магистрального трубопровода. Тем самым функциональные возможности способа расширены.